В иных точках розничной торговли (к примеру, в ларьках, на рынке и т.п.) торговля табачной продукцией допускается только в том случае, если в соответствующем населенном пункте нет магазинов и павильонов (ч. 2 и 3 ст. 19 Закона № 15-ФЗ).

с 1 июня 2014 года нельзя продавать табачные изделия на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом (например, через Интернет), с использованием автоматов и иными способами. Таким образом, продажа табака любым способом, кроме реализации непосредственно в магазинах и павильонах, фактически оказывается под запретом. Исключение сделано только для развозной торговли в населенных пунктах, где нет магазинов и павильонов.

Кроме того, не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями без потребительской тары, табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями.

Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ запрещена торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией товара в торговом объекте (ч. 4 и 5 ст. 19). Информация о реализуемой табачной продукции должна доводиться до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции (в алфавитном порядке), текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи 20 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ.

Частью 7 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ запрещается розничная торговля табачной продукцией в следующих местах:

- на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг, оказываемых учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

- на расстоянии менее чем 100 метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;

- на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитена, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

Статьей 13 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ предусматривается, что в целях ограничения потребления табачной продукции могут применяться специальные ценовые и налоговые меры:

- повышение акцизов на табачную продукцию;

- установление минимальных розничных цен на табачную продукцию.

Минимальные розничные цены устанавливаются на уровне семидесяти пяти процентов от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном статьей 187.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральный закон от 23.02.2013 №15-ФЗ устанавливает перечень запретов, призванных оградить несовершеннолетних от табакокурения. Так, согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ запрещена продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, а также вовлечение детей в процесс потребления табака. Также не допускается покупка для них либо передача им табачных изделий или табачной продукции, предложение им табачных изделий или табачной продукции, требование употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

Если у продавца табачной продукции возникнут сомнения относительно совершеннолетия покупателя, то продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность и позволяющий установить возраст покупателя (часть 2 статьи 20 Закона № 15-ФЗ). Если такой документ не будет представлен, то продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции (часть 3 статьи 20 Закона № 15-ФЗ).

Подпунктом "г" пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ также запрещается "использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами".

В число антитабачных мер, установленных Федеральным законом от 23.02.2013 №15-ФЗ, входит запрет на курение табака в кафе, барах, ресторанах и других помещениях, предназначенных для оказания услуг общественного питания(статья 12 Закона № 15-ФЗ). Юридические лица, оказывающие услуги в этой сфере, обязаны контролировать соблюдение данного требования. За неисполнение этой обязанности установлена административная ответственность.

Следует обратить внимание, что за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

скачать документ

Начальник управления

по правовой и кадровой работе

О.И.Анненко